Краткий словарь терминов кондиционера
- Хладагент, фреон
Газ, заправляемый в систему. В процессе работы, в системе находится в жидком и газообразном состоянии. В автомобильных кондиционерах сегодня применяется хладагент R-134a. Однако, по дорогам еще ездит много автомобилей с кондиционерами с R-12, запрещенным к применению с 1993 года из-за разрушения озонового слоя Земли.
- Компрессор кондиционера (насос)
«Сердце» системы кондиционирования. Поршневой, роторный или
спиральный насос для сжатия газообразного хладагента. Приводится
в движение, как правило, ременной передачей от двигателя автомобиля.
- Климат –контроль
Кондиционер с электронным блоком управления, способный поддерживать заданную температуру в салоне, исходя из показания датчиков температуры.
- Радиатор кондиционера, конденсатор (конденсор)
Обеспечивает охлаждение и конденсацию хладагента(место перехода из газообразной фракции в жидкую).
- Ресивер-осушитель (фильтр-осушитель)
Фильтр. Силикагель, находящийся внутри ресивера-осушителя отфильтровывает из жидкого хладагента следы воды и продукты износа компрессора. Открытый ресивер-осушитель впитывает атмосферную влагу и быстро становится негодным.
- Испаритель
Теплообменник(радиатор кондиционера), расположенный в салоне автомобиля. Представляет собой маленький радиатор, в котором жидкий хладагент испаряется и переходит в газообразную фракцию. Именно на испарителе охлаждается поток воздуха.
- ТРВ терморегулирующий вентиль(клапан)
Элемент системы кондиционирования, регулирующий подачу жидкого хладагента в испаритель. Меняет свое проходное сечение под воздействием температуры.
АнаАналог ТРВ. Внешне похож на фломастер с сеточкой. Проходное сечение здесь не меняется. Проходя через дроссель хладагент начинает активно испаряться. Не пропускает продукты износа компрессора.
- Трубы, шланги, магистраль высокого давления
Участок системы от компрессора до входа в испаритель. Более узкого диаметра, чем магистраль низкого давления.
- Трубы, шланги, магистраль низкого давления
Участок системы от испарителя до входа в компрессор. Шире диаметром, чем магистраль высокого давления.
- Датчик давления хладагента
Элемент контроля, включающий компрессор кондиционера (в нормальном режиме работы), либо вентилятор радиатора (при повышенном давлении). В аварийной ситуации отключает кондиционер.
- Датчик перегрева компрессора
Дополнительная защита, выключает компрессор при его перегреве.
- Датчик температуры испарителя, термопара
Этот датчик отключает компрессор кондиционера в том случае, если температура испарителя падает ниже 3-5 градусов Цельсия. В противном случае на испарителе намерзала бы "ледяная шуба" и поток охлажденного воздуха в салон автомобиля прекращался бы.
- Подшипник шкива компрессора кондиционера
Обеспечивает бесперебойное вращение шкива компрессора при работе.
- Электромагнитная муфта компрессора кондиционера
Элемент компрессора кондиционера, по электрическому сигналу притягивает прижимной диск(диск сцепления).
- Диагностика автомобильного кондиционера
Комплекс процедур, позволяющих выяснить работоспособность системы в целом и найти отдельные неисправности, локализовать поломки(неисправности). Позволяет спланировать объем работ по ремонту, их стоимость.
- Заправка автомобильного кондиционера
Заполнение системы нужным, для корректной работы, количеством хладагента и масла.
- Рекуперация
Откачивание фреона с целью его последующего использования.
- Ультрафиолетовый краситель
Диагностическая добавка в хладагент. Позволяет выявитьтрудно обнаруживаемые утечки. Остается в системе годами, никак не влияет на работу системы. При наличии утечки, в месте выхода фреона, краситель оставляет ядовито-зеленые пятна. УФ-краситель плохо виден невооруженным глазом, но хорошо заметен в свете ультрафиолетовой лампы, помогает найти место утечки.
- Утечка фреона, хладагента
Наиболее распространенная поломка автомобильного кондиционера, при которой в отдельных местах хладагент выходит из системы.
- Течеискатель
Электроприбор, реагирующий на фреон в воздухе. Используется для обнаружения утечек в системе.
- Кримплер
Устройство для обжима шлангов высокого давления металлическими стаканами.
- Вакуумирование кондиционера
Создание вакуума в системе, сушит систему от влаги перед заправкой фреона. Один из способов проверки системы на герметичность.
- Шланги кондиционера
Специальные фреоно-маслостойкие шланги высокого давления, соединяющие подвижные части системы с неподвижными. Должны выдерживать как минимум 30 атмосфер.